№
п/п
|
Название метода
|
Краткое описание метода
|
1
|
Биографический метод
|
Оценка работника по
биографическим данным
|
2
|
Произвольные устные или письменные
характеристики
|
Устное или письменное описание
того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая
достижения и упущения)
|
3
|
Оценка по результатам
|
Устное или письменное описание
конкретной работы, выполняемой работником
|
4
|
Метод групповой дискуссии
|
Постановка, обсуждение и
решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные
черты и другие качества работника
|
5
|
Метод эталона
|
Оценка относительно наилучшего
работника, выбранного за эталон
|
6
|
Матричный метод
|
Сравнение фактических качеств
работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме)
|
7
|
Метод суммируемых оценок
|
Определение степени проявления
у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале
экспертных оценок
|
8
|
Метод заданной группировки
работников
|
Под заданную модель требований
к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую
структуру рабочей группы подбираются конкретные люди
|
9
|
Тестирование
|
Определение знаний, умения,
способностей и других характеристик на основе специальных тестов
|
10
|
Ранжирование
|
Определение экспертным или
другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и
расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов
|
11 | Метод попарных сравнений | Попарное сравнение оцениваемых
между собой по определенным качествам и последующее математическое
ранжирование по порядку убывания |
12 | Метод заданной балльной оценки | Начисление (снижение)
определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) |
13 | Метод свободной балльной оценки | То же, при осуществлении не на
нормативной основе, а в разовом порядке |
14 | Метод графического профиля | Вместо условных оценочных
измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии,
соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам
оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с
профилем «идеального» работника, а также сравнить между собой различных
работников |
15 | Коэффициентный метод | Выделяются факторы оценки и
определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых.
Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты,
дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников |
16 | Метод критического инцидента | Оценивается, как вел себя
работник в критической ситуации (принятие ответственного решения, разрешение
незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.) |
17 | Метод свободного или индивидуального
обсуждения | В свободной форме или по
заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и
практических результатов работы кандидата, сотрудника |
18 | Метод шкалирования | Значение показателя оценки по
шкале устанавливается для каждого сотрудника |
19 | Метод упорядочения рангов | Несколько оценок расставляют в
ранжированный ряд относительно одного значения |
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом
|